Куличи и пасхи из-за карантина освящать не будут.

В первые века христианства люди совершали Божественную литургию, причащались на ней, после чего начиналась Агапа – вечеря любви, на которой собирались все христиане после праздника. Они сидели за общим столом, вкушали пасхальные снеди в радости и веселии. Сейчас наши праздничные пасхальные трапезы – это продолжение этой вечери любви в церковных или домашних условиях. Таким образом, кулич вполне можно назвать хлебом радости – радости, принесенной от Бога в нашу земную жизнь. Зачем мы освящаем пасхальные приношения? Разве они от этого стали «святее»? После прочтения особых молитв пасхальные продукты теперь посвящены Богу и сразу же приняты нами от Него. Мы выделяем их из обычного хода вещей, профанного мира, и говорим, что это особая еда. Пасхальная снедь теперь не просто продукты, это символ приношения Богу. Хлеб символичен – это тот продукт, без которого человек не может существовать: «Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день…». Его мы получаем от Бога: Он произращает злаки, а мы их используем. А пасхальный кулич – это не просто хлеб для утоления голода, но хлеб радости праздника, который мы употребляем во время Агапы, праздничной домашней трапезы. И мы освящаем его, чтобы на нашей пище и на нас пребывало благословение Божие. По сути, кулич – это артос малой степени освящения. В сегодняшних условиях, учитывая, что у многих прихожан не будет возможности лично посетить храмы в день Пасхи, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, те, кто останется дома, могут совершить благословение куличей и пасх дома следующим образом. Перед пасхальной трапезой следует трижды пропеть тропарь Пасхи «Христо́ с воскре́ се из ме́ ртвых, сме́ ртию смерть попра́ в, и су́ щим во гробе́ х живо́ т дарова́ в!», затем окропить снеди святой водой со словами: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь». Если святой воды осталось очень мало, ее можно разбавить простой водой в любых пропорциях. Если святой воды дома нет и взять негде, то можно просто перекрестить пасхальные приношения с пением тропаря Пасхи, как мы обычно делаем перед ежедневной трапезой на Светлой седмице. По окончании праздничного застолья можно пропеть кондак Пасхи: «А́ще и во гроб снизше́ л еси́ Безсме́ ртне, но а́ дову разруши́ л еси́ си́ лу, и воскре́ сл еси́ я́ ко победи́ тель Христе́ Бо́ же, жена́ м мироно́ сицам веща́ вый, ра́ дуйтеся: и Твои́ м апо́ столом мир да́ руяй, па́ дшим подая́ й воскресе́ ние!»

иерей Владислав Береговой, настоятель Борисоглебского храма в микрорайоне Юхновград г. Юхнова

по материалам портала Православие и мир

Просмотры (39)